«Я не буду это делать»

Конфликты в походе и способы их разрешения
«Я заплатил большие деньги, поэтому готовьте сами» — такие и аналогичные фразы за сезон гид может слышать десятки раз. И каждый раз нужно уметь правильно на них реагировать, предотвращая конфликты и разряжая атмосферу напряженности во всей группе.


Походы в горы становятся все популярнее. Наряду с плюсами такого вида отдыха появляются и свои минусы. Часто в них приходят люди, не до конца понимающие и представляющие, что их ждет. Ожидания не совпадают с реальностью и возникает конфликт.


В статье расскажем, из-за чего возникают конфликты в походных группах, и как с ними справиться.
Неопытность и дискомфортная обстановка
Неопытность и дискомфортная обстановка
Конфликты в походах приносят дискомфорт не только его участникам, но и всей группе. А это сказывается на настроении и безопасности, если говорить про горы. Но у всего есть свои причины. И у конфликтов тоже.


Самая распространенная причина — это психология человека в группе. Поход — это всегда выход из зоны комфорта, за пределы привычного мира со всеми удобствами. Да ещё и с незнакомыми людьми! Логично, что не каждый сможет быстро подстроиться под новые условия жизни. Отсюда и возникает конфликт в виде недовольства, нежелания включаться в процесс бытовой жизни группы и обвинения всех вокруг. Человек просто не знает, куда ему девать свои эмоции. Поэтому выплескивает их в окружающий мир.

В решении таких ситуаций большую роль играет гид и его способность видеть и чувствовать состояние каждого участника. Для некоторых людей достаточно будет простого разговора и объяснения правил участия в походах, его отличиях от обычного туристического тура. Человек может просто всего этого не знать, так как не имеет походного опыта. Для некоторых единственным решением будет строгий разговор, поскольку последнее слово в любом походе, особенно горном, всегда за гидом или инструктором. Горы — это опасная среда обитания, где иногда может просто не быть времени для долгих разговоров и объяснений.
Конфликты в походах приносят дискомфорт не только его участникам, но и всей группе. А это сказывается на настроении и безопасности, если говорить про горы. Но у всего есть свои причины. И у конфликтов тоже.


Самая распространенная причина — это психология человека в группе. Поход — это всегда выход из зоны комфорта, за пределы привычного мира со всеми удобствами. Да ещё и с незнакомыми людьми! Логично, что не каждый сможет быстро подстроиться под новые условия жизни.

Отсюда и возникает конфликт в виде недовольства, нежелания включаться в процесс бытовой жизни группы и обвинения всех вокруг. Человек просто не знает, куда ему девать свои эмоции. Поэтому выплескивает их в окружающий мир.


В решении таких ситуаций большую роль играет гид и его способность видеть и чувствовать состояние каждого участника. Для некоторых людей достаточно будет простого разговора и объяснения правил участия в походах, его отличиях от обычного туристического тура. Человек может просто всего этого не знать, так как не имеет походного опыта.


Для некоторых единственным решением будет строгий разговор, поскольку последнее слово в любом походе, особенно горном, всегда за гидом или инструктором. Горы — это опасная среда обитания, где иногда может просто не быть времени для долгих разговоров и объяснений.
Разногласия по маршруту
Разногласия по маршруту
Ещё одной причиной конфликтов в коммерческих походных группах является несогласие с маршрутом. Люди могут иметь разные ожидания от похода: некоторые предпочитают более экстремальные маршруты, тогда как другие предпочитают более спокойные и безопасные маршруты. Такая ситуация может возникнуть либо перед походом, когда человек невнимательно прочитал описание тура или менеджер ввел его в заблуждение, либо уже в самом походе, когда есть два варианта прохождения маршрута.

Часто этот конфликт возникает на восхождениях. Например, на Эльбрус. Вся группа в сопровождении нескольких гидов выходит на маршрут. По мере продолжительного и утомительного подъема вверх часть людей решает прекратить восхождение и спускается с гидами вниз, а другая часть «рвется в бой». Они продолжают путь и тут ещё один участник решает спускаться вниз. В итоге гид остается с несколькими участниками, где один хочет спускаться вниз, а другой идти наверх. Вот и возникает конфликт. Ведь для многих подняться на Эльбрус — заветная мечта, от которой не хочется отказываться. И деньги уже не вернуть.

Чтобы такого не произошло важно ещё перед походом проговорить все эти ситуации и объяснить каждому участнику, что вся группа — это единый механизм и команда, где нет места эгоизму и индивидуализму. Хорошая идея для предупреждения таких ситуаций — провести встречу или обсуждение с участниками предстоящего похода всех нюансов еще перед походом и подготовить людей психологически.

Часто этот конфликт возникает на восхождениях. Например, на Эльбрус. Вся группа в сопровождении нескольких гидов выходит на маршрут. По мере продолжительного и утомительного подъема вверх часть людей решает прекратить восхождение и спускается с гидами вниз, а другая часть «рвется в бой». Они продолжают путь и тут ещё один участник решает спускаться вниз. В итоге гид остается с несколькими участниками, где один хочет спускаться вниз, а другой идти наверх. Вот и возникает конфликт. Ведь для многих подняться на Эльбрус — заветная мечта, от которой не хочется отказываться. И деньги уже не вернуть.

Чтобы такого не произошло важно ещё перед походом проговорить все эти ситуации и объяснить каждому участнику, что вся группа — это единый механизм и команда, где нет места эгоизму и индивидуализму.


Хорошая идея для предупреждения таких ситуаций — провести встречу или обсуждение с участниками предстоящего похода всех нюансов еще перед походом и подготовить людей психологически.
Качество обслуживания и комфорт
Качество обслуживания и комфорт
Распространенной причиной конфликтов в походе является различное представление о качестве обслуживания и комфорте во время похода. Некоторые участники, как правило, не имеющие походного опыта, могут ожидать высокого уровня сервиса, включая комфортные условия проживания и питания, наличие сервиса уровня luxury.
Распространенной причиной конфликтов в походе является различное представление о качестве обслуживания и комфорте во время похода. Некоторые участники, как правило, не имеющие походного опыта, могут ожидать высокого уровня сервиса, включая комфортные условия проживания и питания, наличие сервиса уровня luxury.

Ошибочные ожидания приводят к ужасу и панике в глазах, когда люди слышат, что спать они будут в палатке с чужим человеком, да еще и дежурить, вставая по утрам раньше петухов. Конечно, всем нам хочется верить, что люди перед походом читают информацию, узнают тонкости и все нюансы у менеджеров. Но чаще всего у городских жителей просто нет на все это времени.
Они увидели красивую картинку гор в интернете, посмотрели даты и стоимость и загорелись желанием идти. Поэтому важно с самого начала этапа бронирования тактично выяснить у человека, понимает ли он, куда записывается, что его там ждет, какая нужна подготовка, если это восхождение. Иными словами, с человеком нужно общаться. И тогда этих проблем в походе просто не возникнет.

Ошибочные ожидания приводят к ужасу и панике в глазах, когда люди слышат, что спать они будут в палатке с чужим человеком, да еще и дежурить, вставая по утрам раньше петухов. Конечно, всем нам хочется верить, что люди перед походом читают информацию, узнают тонкости и все нюансы у менеджеров. Но чаще всего у городских жителей просто нет на все это времени.


Они увидели красивую картинку гор в интернете, посмотрели даты и стоимость и загорелись желанием идти. Поэтому важно с самого начала этапа бронирования тактично выяснить у человека, понимает ли он, куда записывается, что его там ждет, какая нужна подготовка, если это восхождение. Иными словами, с человеком нужно общаться. И тогда этих проблем в походе просто не возникнет.
Недовольство гидом
Недовольство гидом
Причиной конфликтов может стать недовольство гидом и его профессиональными качествами. Такое часто бывает, если человек сходил в пару-тройку походов и имеет опыт и насмотренность в этом деле. Люди обожают сравнивать. Это наша психология. Мы сравниваем с другими самих себя, мы сравниваем людей между собой и постоянно чего-то ждем вместо того, чтобы просто наслаждаться моментом. А вот там такого не было, а там гид сам нам готовил завтрак, по вечерам мы играли в крокодила и т. д.

Здесь важно не забывать, что все люди разные, как и подходы к выполнению своей работы у всех разные. Да, один гид действительно может следить за каждым вашим шагом и все делать за вас, но это не значит, что так будет делать каждый. Да это и не нужно. Представьте, если все в мире вели бы себя одинаково, делали бы все по одному шаблону и не отступали вправо или влево?

Вряд ли вам это понравилось бы. Разнообразие — это прекрасный способ посмотреть, как бывает, и вынести из этого опыта самое лучшее. Поэтому будьте снисходительны и учитесь принимать правила игры, наслаждаясь каждым ее моментом.

Причиной конфликтов может стать недовольство гидом и его профессиональными качествами. Такое часто бывает, если человек сходил в пару-тройку походов и имеет опыт и насмотренность в этом деле. Люди обожают сравнивать. Это наша психология. Мы сравниваем с другими самих себя, мы сравниваем людей между собой и постоянно чего-то ждем вместо того, чтобы просто наслаждаться моментом. А вот там такого не было, а там гид сам нам готовил завтрак, по вечерам мы играли в крокодила и т. д.


Здесь важно не забывать, что все люди разные, как и подходы к выполнению своей работы у всех разные. Да, один гид действительно может следить за каждым вашим шагом и все делать за вас, но это не значит, что так будет делать каждый. Да это и не нужно. Представьте, если все в мире вели бы себя одинаково, делали бы все по одному шаблону и не отступали вправо или влево?


Вряд ли вам это понравилось бы. Разнообразие — это прекрасный способ посмотреть, как бывает, и вынести из этого опыта самое лучшее. Поэтому будьте снисходительны и учитесь принимать правила игры, наслаждаясь каждым ее моментом.


Конфликты в походах — это не редкость, но при правильном и грамотном подходе их можно легко разрешить, чтобы все остались довольны. Участникам важно уметь слушать и понимать потребности друг друга и инструктора. Для инструктора важно обладать стрессоустойчивостью и иметь четкое понимание способов управления конфликтами.
Конфликты в походах — это не редкость, но при правильном и грамотном подходе их можно легко разрешить, чтобы все остались довольны. Участникам важно уметь слушать и понимать потребности друг друга и инструктора. Для инструктора важно обладать стрессоустойчивостью и иметь четкое понимание способов управления конфликтами.
Трекинг в Непале вместе с Горным Порталом

Мы в Горном Портале уделяем большое внимание психологии и обучению как инструкторов, так и всей команды. На себе мы пробуем новые форматы взаимодействия, чтобы понять их актуальность и продуктивность. Наши инструкторы часто выезжают на совместные альпсборы, где условия порой настолько сложные, что приходится учиться взаимодействию в новых обстоятельствах. Только благодаря такому комплексному и совместному стремлению к развитию, узнаванию нового можно обеспечить успешное проведение походов и предотвратить конфликты в походах.


Ходите в походы с удовольствием и выбирайте проверенных проводников!


Будьте с нами ВКонтакте, в Телеграм, в YouTube и присоединяйтесь в каналы основателей Горного портала Дарьи Борисовой и Андрея Борисова. Подписывайтесь и до встречи в горах!

Мы в Горном Портале уделяем большое внимание психологии и обучению как инструкторов, так и всей команды. На себе мы пробуем новые форматы взаимодействия, чтобы понять их актуальность и продуктивность. Наши инструкторы часто выезжают на совместные альпсборы, где условия порой настолько сложные, что приходится учиться взаимодействию в новых обстоятельствах. Только благодаря такому комплексному и совместному стремлению к развитию, узнаванию нового можно обеспечить успешное проведение походов и предотвратить конфликты в походах.


Ходите в походы с удовольствием и выбирайте проверенных проводников!


Будьте с нами ВКонтакте, в Телеграм, в YouTube и присоединяйтесь в каналы основателей Горного портала Дарьи Борисовой и Андрея Борисова. Подписывайтесь и до встречи в горах!
Оставьте заявку
Администратор свяжется с вами в течение 15 минут
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности